Новое исследование, опубликованное в Communication Research, показало, что сексуализированные образы сильных женских персонажей не всегда приводят к положительному восприятию среди игроков. Ученые выяснили, что, хотя женские образы, подчеркивающие силу, могут сигнализировать о способностях персонажа, они не нивелируют негативный эффект чрезмерной сексуализации. Звучит логично, однако, вопреки ожиданиям, участницы исследования чаще выбирали для игры сексуализированных героинь, несмотря на явное неодобрение подобных образов.
Исследование дает представление о том, как дизайн персонажей в современных играх влияет на восприятие и поведение игроков. При этом важную роль играют не только атрибуты персонажей, но и то, как именно игроки взаимодействуют с ними — пассивно наблюдают или активно управляют ими. Ученые считают, что взаимодействие с персонажами через управление усиливает восприятие их силы или сексуальности.
Исследование сосредоточено на том, почему важно изучать вопрос сексуализации в играх. Видеоигры на протяжении долгого времени подвергались критике за чрезмерное акцентирование внешности женских персонажей в ущерб другим чертам. Некоторые ученые полагают, что добавление признаков силы может компенсировать негативный эффект сексуализации, но новое исследование показало, что это не всегда так.
Сексизм пронизывает игровую индустрию. Хотя многие девушки и женщины, несмотря на стереотипы, получают удовольствие от игр, важно понимать, как сексистские образы влияют на их восприятие.
— автор исследования Тереза Линч, профессор коммуникационных технологий в Университете штата Огайо
Линч считает, что исследование помогает ответить на вопрос, как культурные ожидания влияют на игровой опыт.
Исследование включало два эксперимента с использованием различных типов женских персонажей, созданных в игре Soulcalibur VI. Ученые создали персонажей, различающихся по уровню сексуализации и силы, чтобы определить, как комбинации этих характеристик влияют на восприятие. Результаты показали, что сочетание высокой силы и сексуализации делает персонажа еще более сексуализированным, усиливая восприятие его как объекта, а не как субъекта.
В разговоре с PsyPost Линч отметила, что не была удивлена тем фактом, что участницы негативно относились к сексуализированным женским персонажам, особенно среди более молодой группы, которая знакома с проблемами социальных сетей и невозможными стандартами красоты.
Однако, что удивило исследователя, так это то, что в первом эксперименте участницы чаще выбирали самых сексуализированных персонажей, когда их спрашивали о выборе персонажа. При этом эти персонажи оценивались как самые женственные, так что, возможно, девушки выбирали их потому что ближе всего идентифицировали себя с ними.
Это вызывает много вопросов, на которые пока нет ответов.
Во втором эксперименте участники управляли персонажами, что усилило их восприятие характеристик силы, снизив оценку таких персонажей как "теплых" или "дружелюбных".
Гендерные различия также оказались важными: женщины чаще воспринимали сильных героинь как более компетентных, чем мужчины, что подчеркивает различия в восприятии женской силы.
Исследование Линч и ее коллег проливает свет на то, как игровые образы влияют на игроков и почему важна критическая оценка этих образов. Ученые планируют изучить, как длительное взаимодействие с персонажами влияет на восприятие игроков и их отношение к женщинам в целом, чтобы понять, могут ли видеоигры оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на игроков.
Почитать подробнее об исследовании можно на PsyPost.