Five Nights at Freddy’s — одна из главных видеоигровых хоррор-франшиз современности, пускай не все готовы принять ее столь важный статус. Она породила огромный фанатский культ и сформировала новый вектор развития инди-хорроров. Пускай на поверхности каждая игра кажется лишь набором простых скримеров, но Five Nights at Freddy’s привлекает своей глубокой и продуманной историей, которая благодаря фанатским теориям расширилась практически до бесконечности. Адаптировать что-то подобное в формат полнометражного фильма, кажется, почти невозможной задачей. Рассказываем в нашей рецензии, насколько удачно с ней справилась студия Blumhouse Productions.
Плюсы:
неплохая техническая реализация аниматроников; интересные и привлекательные отдельные сцены
Минусы:
абсолютное непонимание со стороны авторов фильма сущности игры-первоисточника; почти нулевая работа с отсылками и фансервисом в целом; нудная история, которая пытается быть чем-то большим, чем она есть на самом деле
3.5/10 Оценка ITC.ua
«Пять ночей у Фредди» / Five Nights at Freddy’s
Жанр хоррор
Режиссер Эмма Тамми
В ролях Джош Хатчерсон, Элизабет Лэйл, Пайпер Рубио, Мэри Стюарт Мастерсон, Мэттью Лиллард
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Главный герой фильма — тридцатилетний Майк Шмидт (Джош Хатчерсон). Он присматривает за своей юной сестрой Эбби (Пайпер Рубио), пускай отношения у них не очень хорошие. Нормально жить Майку мешают постоянные панические атаки, из-за которых ему тяжело найти работу. Поэтому он все-таки решается на вакансию ночного охранника заброшенной пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza. Но Майк и не подозревает, что пиццерия с местными роботами-аниматрониками скрывает ужасные тайны прошлого — которые могут быть связаны с самим главным героем.
Очарование лучших частей игр Five Nights at Freddy’s кроется не совсем в них самих. Автор идеи Скотт Коутон очень аккуратно работал с сюжетом своей главной серии, оставляя небольшие намеки на настоящую суть событий. Поэтому Five Nights at Freddy’s — это своеобразная головоломка, которую необходимо разгадать самостоятельно, используя небольшие намеки и зацепки. И раскрывается во всей красе она исключительно в вашем сознании. Либо же можно просто наслаждаться особой атмосферой, этого никто не запретит.
Но Blumhouse Productions с таким подходом к ужасам не работает. Студия пытается сделать каждую свою историю максимально человечной, порой оставляя саму эссенцию страха где-то на фоне. Это не самый плохой метод, чтобы снимать фильмы ужасов. Просто понравится он не всем. А самое главное, что он не работает с историей Five Nights at Freddy’s.
Пытаясь адаптировать игру под свои стандарты, студия Blumhouse будто и не пыталась зацепиться за ключевые особенности первоисточника.
Лучшие момента фильма связаны, как и ожидалось, с аниматрониками, которые получились тут достойными с технической точки зрения. И как минимум одна необычная и интересная сцена с ними есть. Но для фильма, где главная угроза — страшные роботы-игрушки, самих их тут очень мало.
Да и в целом «жителей» пиццерии сильно упростили относительно оригинального сюжета. Пускай их настоящая сущность играет активную роль в сценарии, аниматроники все равно утратили индивидуальность. Да, в играх она чаще проявлялась за счет геймплея, но просто отказаться от этого элемента, ничего не предоставив взамен, кажется крайне дешевым решением.
Освітній курс від laba: Delivery Manager. Ведіть проекти до успішної доставки. Дізнатись про курс
Фильм уделяет больше внимания драме Майка и Эбби. Она приземленная и доступная каждому, но будто пришла из какого-то другого кино.
Следить за ней было бы интересно в других контекстах и тональностях, однако в рамках «Пяти ночей у Фредди» она вызывает скорее скуку. В особенности ближе к финалу, когда фильм пытается хотя бы приблизиться к уровням неожиданностей оригинальных игр.
Местный финал — скорее бессмыслица, чем откровение. Он заигрывает с отсылками к играм, но использует их в максимально неуместной манере. Из-за этого вся развязка в лучшем случае не вызовет никаких эмоций. В худшей — убьет те крохи позитива, которые могли зародиться при просмотре фильма.
Кино в принципе плохо работает с фансервисом. И это странно, учитывая, что игры именно на нем и держатся. Заигрывание с фанатами позволило бесконечному потоку культа Five Nights at Freddy’s превратиться в нечто монументальное.
Иронично, что фильм меркнет даже на фоне очень многих фанатских работ. Это особо хорошо заметно по местной попытке в VHS-хоррор, которая вышла блеклой и безвкусной.
Зато сюда позвали ютуберов CoryxKenshin и MatPat, а на титрах играет та самая песня The Living Tombstone. Только этого недостаточно, что по-настоящему вызвать восторг. Даже дети на просмотре (а фильм получил рейтинг PG-13, так что особых жестокостей не ждите) не особо испытывали радужные эмоции. И либо это аудитория такая непросвещенная, либо фильм и правда не может достучаться до своих главных зрителей.
Да, в нем есть тени чего-то интересного. Но от этого лишь хуже. Ведь получается, что весь потенциал авторы разменяли на непонятно что. И это «непонятно что» даже в качестве шутки и иронии смотреть особо не хочется. Стоит ли вообще тогда говорить, что фильм не страшный? И даже обошелся без фирменных для Five Nights at Freddy’s скримеров.
Вывод:
«Пять ночей у Фредди» от большой голливудской студии уступает и оригинальным играм, которые создал всего один человек, и фанатским короткометражкам. Это дорогая на первый взгляд, но пустая, по сути и форме, адаптация. Конечно, на нее можно пойти из любви к аниматроникам. Но любовь эта тогда должна быть большой и безапелляционной — иначе никакого удовольствия вы не получите.