Относительно небольшая студия Media Molecule, которая является дочерним предприятием компании Sony Interactive Entertainment, в далёком 2013 году анонсировала свой новый проект под названием Dreams («Грёзы»). Фанаты LittleBigPlanet и LittleBigPlanet 2 ожидали, что авторы вскоре выпустят новый платформер, но разработка затянулась, да и новый проект является вовсе не платформером. Только сейчас, в середине февраля 2020 года, Dreams добралась до релиза на PS4. Правда, назвать проект игрой довольно трудно. Это, скорее, гибкий инструмент по созданию чего-угодно для тех, у кого всё хорошо с фантазией. И моторикой.
Закаляй нервы
Сразу скажу, что управление в Dreams довольно неудобное и неповоротливое, так что привыкнуть к нему и начать творить что-то более-менее не вызывающее стыд будет тяжело. На это уйдёт какое-то время, и только после длительных часов страданий и проб игрок научится творить приличные вещи. Также стоит отметить, что управление здесь представлено тремя вариантами, но один из них мы сразу откидываем — играть при помощи аналоговых стиков просто невозможно. Остаётся управление при помощи гироскопа геймпада и PS Move. К сожалению, вариант с гироскопом, который будут использовать практически все геймеры, тоже довольно сложный в освоении.
На ум сразу приходит игра Concrete Genie, которая тоже является эксклюзивом для PS4. Там игрок тоже рисует при помощи гироскопа, вот только там рисунки наносятся автоматически, их не нужно отрисовывать от руки. В Dreams всё гораздо сложнее — у игрока море инструментов для создания чего-угодно, но всё это нужно создавать самостоятельно, рисуя, добавляя фигуры и обрабатывая их. И, уж поверьте, на геймпаде это делать достаточно неудобно, чтобы несколько раз появилось желание швырнуть контроллер в стену. Вероятно, игру создавали с акцентом на PS Move — с этими контроллерами творить будет намного приятнее.
Сёрфинг грёз
В Dreams всего два режима игры — «Сёрфинг грёз» и «Создание грёз». Я настоятельно рекомендую начинать с «Сёрфинга», так как в этом режиме можно попробовать то, что создали другие люди. Например, здесь есть целая подборка одиночных игр от студии Media Molecule, которые, по словам разработчиков, были созданы именно в Dreams. Хотя, конечно, диалоги, озвучка и сюжетные кат-сцены были разработаны отдельно, за пределами данного проекта. Однако вся графика, локации, персонажи и анимации были действительно созданы в Dreams, что вызывает уважение к авторам — нарисовать столько локаций явно было очень тяжело, это титанический труд.
Также «Сёрфинг грёз» работает в формате социальной сети, куда пользователи со всего мира выкладывают свои миры. Кто-то создаёт скульптуры, которые выглядят очень круто и реалистично, кто-то прикладывает усилия, чтобы создать свои мини-игры внутри Dreams, а кто-то делает здоровенные красивые локации, по которым просто приятно путешествовать. Естественно, игра только отправилась в релиз, а значит, контента здесь совсем скоро станет гораздо больше. А геймер может путешествовать по мирам других игроков, играть в игры или вдохновляться скульптурами, чтобы потом попробовать воссоздать нечто подобное в своём личном творческом пространстве.
Немного тренировок
Логично было бы дальше рассказать про режим «Создание грёз», но нас туда сразу не пустят — сначала разработчик заставит пройти достаточно длинное обучение, в ходе которого игрока научат правильно передвигать камеру, правильно перемещаться, управлять движениями своего персонажа-строителя, а также покажут различные инструменты для постройки чего-либо. Важно отметить, что пропустить обучение нельзя — игрок обязан пройти все пункты, чтобы получить доступ к своему личному пространству и набору инструментов. Так разработчики убивают сразу двух зайцев — избавляют проект от пробных миров, созданных теми, кто не понял управление, и предоставляют понятный гайд для тех, кто хочет научиться делать что-то крутое.
Без данного обучения многие игроки не смогли бы разобраться даже в самых банальных вещах, а здесь они описаны достаточно понятным образом. Хотя, конечно, некоторые моменты в обучении смущают — иногда, когда камера сдвигается в ненужную сторону и ты хочешь её поправить при помощи стика, обучение сбрасывалось на начало уровня, так как на контроллере была нажаты не те элементы, которые требуются. Это мелочь, но иногда она серьёзно портила нервы. С другой стороны, в настолько сложной в техническом плане игре придумать и реализовать более лёгкое обучение, вероятно, просто нельзя.
Создание грёз
После прохождения обучения игроку дают его собственное пространство, где он может создавать абсолютно что-угодно. Разработчики вообще вас ни в чём не ограничивают, игрок может придумать любой мир, любую сцену или даже свою игру, после чего с помощью инструментов, встроенных в Dreams, воссоздать всё задуманное в виртуальном мире. Конечно, на реализацию некоторых идей уйдёт очень много времени, сил и нервов, но это не отменяет того факта, что ограничений в игре нет. Достаточно посмотреть на несколько пользовательских проектов, чтобы понять, что в Dreams действительно можно создать всё.
Конечно, не стоит сразу бросаться на создание сложных локаций, фигур персонажей или чего-то в таком духе. Пробуйте делать что-то простое, либо же подсмотрите у кого-то из интернета простенькие проекты, после чего постарайтесь их скопировать самостоятельно. Если получится — по этому же сценарию ищите что-то более сложное, пробуйте вновь повторить. В процессе будет «набиваться рука», появится понимание пространства, умение правильно использовать инструменты, обрезать фигуры и объекты. Да, многое ещё зависит от фантазии игрока и его умения работать с объектами в пространстве, но и эти навыки можно развить.
Не без трогательных моментов
Технически, в Dreams нет сюжета — разработчики предоставляют игроку платформу и море инструментов, при помощи которых можно создавать миры, но драматургии и историй в игре нет. Однако сюжет есть в проектах, созданных внутри игры. Некоторые игроки уже опубликовали свои мини-истории, да и сам разработчик снабдил игру приличным «стартовым набором» одиночных игр. К примеру, обязательно советую пройти до конца «Грёзы Арта» — это грустная и очень трогательная история о музыканте, обрамлённая различными геймплейными механиками, диалогами и кат-сценами. Ещё и с озвучкой на русском языке.
Слабые места
Недостаток, помимо сложного в освоении управления, в данном проекте только один — творцы не оптимизируют свой контент под PS4. Звучит достаточно странно, я понимаю. Дело в том, что когда профессиональные разработчики создают игры, они оптимизируют полигоны, текстуры, анимации, объекты под мощность консоли или компьютера, к примеру, но игроки, которые в Dreams создают свои миры, этого не делают. Из-за этого в некоторых играх или сценах очень сильно падает частота кадров — в том же «Сонике» FPS на уровне десяти-пятнадцати, а в каком-то из миров моя PS4 Pro просто взвыла из-за слишком нагруженной сцены.
Итог: 7/10
Dreams можно сравнить с Minecraft — у игрока море различных инструментов и возможностей, чтобы творить то, что приходит в голову. Только в Minecraft геймер всё же ограничен кубиками и определёнными условностями, тогда как в Dreams вы можете даже звуковую дорожку самостоятельно создать, чтобы этот трек играл на фоне, пока кто-то будет путешествовать по вашем мире. Благодаря этому проект ощущается чем-то фундаментальным и очень увлекательным. Проблема лишь в том, чтобы разобраться с управлением, привыкнуть к нему, и понять, как делать тот или иной элемент. После этого Dreams затянет вас на очень длительное время.
Преимущества:
- нет ограничений;
- море контента от игроков;
- классные сюжеты от разработчиков;
- можно создавать свою музыку;
- три типа управления;
- продвинутое обучение;
- классная графика.
Недостатки:
- к управлению сложно привыкнуть;
- некоторые миры игроков плохо оптимизированы;
- достаточно высокий порог вхождения;
- обучение нельзя пропустить;
- требует очень много времени.